Поморская вышивка – это особая форма золотного шитья, которая является важной частью культурного наследия Карелии и Русского Севера. Золотное шитье Карелии использует металлические позолоченные или серебряные нити, придающие изделиям особый блеск и изящество. Это ремесло занимает важное место в истории края, подчеркивая её уникальность.
Особенности золотного шитья
Главная черта популярной техники золотного шитья – работа с нитями, которые не проходят через ткань, а укладываются поверх нее параллельными рядами. Для закрепления используются шелковые или хлопчатобумажные нити. Обычно основой для вышивки служат дорогие ткани – бархат или шелк, иногда с подложкой из холста. Техника золотного шитья Карелии развивалась веками, совершенствуя как узоры, так и методы укладки нитей.
История золотного шитья в Карелии
Золотное шитье пришло на Русь из Византии вместе с христианством. Первоначально его применяли в церковном убранстве: в монастырях мастериц обучали создавать сложные узоры для облачений и декоративных предметов. Позднее искусство вышивки распространилось на светскую жизнь: золотом украшали наряды знати, а затем и зажиточных горожан.
На территории Карелии традиции золотного шитья начали развиваться в XVII веке, во многом благодаря мастерским при монастырях. Карельская вышивка в целом отличается богатством орнаментов и техник, объединяя множество уникальных традиций, включая золотное шитье. Женщины украшали праздничные головные уборы, пояса и рукавицы. Головные уборы, отличавшиеся фасонами и особенностями кроя в зависимости от района, отражали социальный статус и возраст их владелицы. Орнаменты включали растительные узоры, стилизованные деревья и цветы. Эти элементы не только украшали наряды, но и подчеркивали самобытность поморской вышивки.
К XIX веку искусство достигло своего расцвета, включая в орнаменты изображения растений, животных и стилизованных фигур. Известно три местности, где производился этот вид вышивки, поступавший на ярмарки Карелии: село Сумский Посад на Белом море, где поморки вышивали донца праздничных повойников; деревни Пудожья с украшенными золотом кокошниками; и села Каргаполья с известными вышитыми платками.
Однако уже в конце XIX века популярность золотного шитья начала снижаться из-за распространения фабричных тканей и экономических изменений. Тем не менее, некоторые беломорские села оставались оплотами поморской вышивки, бережно сохранявшими традиции.
Золотное шитье сегодня
В последние годы наблюдается возрождение интереса к традиционному золотному шитью. Предприятие «Золотая нить Поморья» занимается восстановлением и популяризацией этого древнего ремесла, создавая изделия по старинным музейным экспонатам и обучая новые поколения мастериц.
Кроме того, в 2021 году стартовал благотворительный проект «Золотное шитье Карелии», направленный на сохранение этнокультурного наследия Русского Севера. Проект поддерживает мастеров прикладного творчества, финансируя их участие в выставках, ярмарках и других мероприятиях.
В Национальном музее Республики Карелия регулярно проводятся выставки, посвященные истории и современному состоянию золотошвейного промысла. Посетители могут увидеть традиционные женские головные уборы, расшитые золотной нитью, и познакомиться с образцами вышивки различных регионов.
Золотное шитье Карелии – это не просто украшение, а целый пласт истории и культуры, позволяющий прикоснуться к наследию поморской земли, ощутить красоту и богатство традиций.
Фото: kizhi.karelia.ru, Золотая нить Поморья.