Карельская вышивка, история которой уходит корнями в древность – важная часть традиционного искусства. Она не только украшала одежду и предметы быта, но и передавала культурные и духовные послания. Узоры карельской вышивки разнообразны и отражают наследие народа, сохраняя для потомков его ценности и верования.
Что значила вышивка для карелов?
Вышивка в Карелии была важным народным промыслом, исключительно женским ремеслом, которым владела каждая крестьянка. С самого детства девушки осваивали навыки ткачества и шитья.
Вышивкой украшали рубахи, сарафаны, головные уборы, полотенца, скатерти, покрывала. Вышивки обычно находились на краях, концах изделий или их конструктивных частях, придавая завершенность, символически выделяя их из окружающей среды. Полотенца вышивались только по двум противоположным краям.
Особое внимание уделялось праздничной одежде и свадебным нарядам. Например, каждая невеста должна была украсить дом жениха своими рукоделиями и преподнести гостям вышитые подарки, которые считались особенно ценными. Вот почему каждая девушка с юных лет готовила к будущей свадьбе десятки вышитых изделий.
Узоры карельской вышивки
Мотивы карельской вышивки делились на два типа:
- Изобразительные мотивы — изображения растений, птиц, животных и человека. Преобладали растительные узоры.
- Геометрические орнаменты — ромбы, звезды, треугольники, полосы и другие фигуры.
Религиозная составляющая была также важна, поэтому часто вплетались мифологические мотивы, причем смысл многих таких вышивок до сих пор не разгадан учеными.
История карельской вышивки была бы неполной без упоминания цветовой гаммы. В основном она была красно-белой, но в некоторых районах было распространено шитье разными цветами, благодаря применению крашеных ниток, а в Пудожском и Беломорском районе – золотное шитье с вышивкой золотыми и серебряными нитями.
Техники вышивания
Карельская вышивка отличается разнообразием техник. Среди них популярными были:
- тамбурная вышивка
- несчетная гладь
- вышивка крестом
- двусторонний шов
Каждая техника имела свои особенности, позволяя создавать уникальные орнаменты. Вышивальщицы разных частей Карелии предпочитали те или иные техники другим.
История карельской вышивки и географические особенности
Южная Карелия
Южнокарельская вышивка выделялась богатством геометрических орнаментов. Для неё характерна вариативность одних и тех же мотивов, ни одна работа не повторяла другую.
Часто использовались мотивы стилизованных растений, прежде всего — схематично переданных деревьев. Многочисленны были и мотивы птиц. В какой бы технике в южнокарельских вышивках ни выполнялись узоры из растений или птиц, это плоские изображения с угловатыми контурами. Как и у соседних народов, подобные мотивы у южных карел не отображали реально существующего мира, а были связаны с представлениями о фольклорно-фантастических птицах. Например, вместо хвоста и крыльев на них вышивались ветки растений, а туловище могло состоять из маленьких птичек. В некоторых изделиях встречались схематичные изображения животных и людей.
В работе использовались бумажные нити — предшественники льняных.
Средняя Карелия
Среднекарельская вышивка отличалась сдержанностью мотивов. Геометрические узоры карельской вышивки здесь были более однообразны и чаще всего включали ромбы, которые видоизменялись по размеру и форме, а также восьмиконечные звезды. Орнаменты сочетали растительные и геометрические элементы, создавая гармоничные композиции. В отличие от южных районов в средней части часто использовали и мотивы схематично выполненных рогатых оленей.
Северная Карелия
В северных районах Карелии геометрическими и растительными орнаментами вышивали в основном лишь рубашки и полотенца.
Заонежская вышивка отличалась от других районов – здесь были почти нехарактерные для Карелии жанровые сюжеты, а также бытовые мотивы (достаточно реалистичные изображения петушков, детей у самовара и т.д.). Такое радикальное отличие наблюдалось в том числе из-за близости торговых городов, где проводились ярмарки, на которых можно было продавать свои изделия, а значит и следить за особенностями спроса.
В Поморском прибрежном районе женщины не занимались земледелием, а потому могли вышивать больше для продажи. Их изделия обменивались на нужные товары через Соловецкий монастырь, а в более позднее время покупались судопромышленниками, ходившими в северные страны. Вышивка здесь присутствовала как традиционная, так и золотная – с шитьем серебряными и золотыми нитями.
Современное состояние карельской вышивки
Сегодня карельская вышивка уже далеко не так популярна, однако избранные мастерицы сохраняют традиции, адаптируя их к современности. Узорные полотна украшают не только традиционные изделия, но и современные аксессуары: сумки, кошельки и одежду. В музеях и мастерских регулярно проходят тематические выставки и мастер-классы.
Карельская вышивка — это не просто народное ремесло, а свидетельство многовековых традиций, которое продолжает вдохновлять и сегодня. Узоры, скрывающие в себе символику прошлого, напоминают о богатой истории Карелии и её народе.
Здесь рассказываем больше о традициях и культуре Карелии.
Фото: kizhi.karelia.ru, dariatrava.livejournal.com